Отсутствие чека — причина или предлог для отказа в возврате товара?

оплата товараВозвраты товарно-материальных ценностей покупателями — «головная боль» для предприятий розничной торговли, поскольку такие ситуации создают проблемы для повторной реализации качественной продукции и вызывают сложности для урегулирования вопроса с производителями в отношении брака. Идеальный выход для продавца — отказаться от возврата, найдя повод в виде утраты продукцией товарного вида или целостности упаковки. «Козырь» для отказа от исполнения обязательств дает стороне продавца и сам потребитель, не сохранивший кассовый чек или документ-аналог.

Правовые основания для возврата товара

Гражданское законодательство (ст. 502, 503 ГК РФ) и защищающий права потребителей нормативный акт (ст. 18, 25 закона о ЗПП от 07.02.1992 года № 2300-1) предусматривают два основания для возврата приобретенных непродовольственных товаров продавцу. Можно вернуть товар:

  1. надлежащего качества на протяжении 14-ти календарных дней с момента покупки, если он не подошел или разонравился при одновременном выполнении условий:
    • отсутствия следов употребления;
    • сохранности внешнего вида и потребительских свойств;
    • целостности бирок производителя и упаковки;
  2. ненадлежащего качества в течение срока гарантийного обслуживания с правом выбора обывателем действий продавца:
  • предоставления аналогичной замены;
  • выполнения ремонта;
  • приема товара и вручения денег.

Исключение составляют товары, которые не подлежат обмену и возврату на основании разработанного перечня, а не отсутствия документальных подтверждений, удостоверяющих факт покупки. Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований потребителя при утере расчетно-платежных документов, включая кассовые и товарные чеки, а при необходимости не освобождается от проверки качества (п. 1 ст. 25, п. 5 ст. 18 закона №2300-1).

Документальное оформление возврата товара

В качестве доказательств приобретения при отсутствии чеков можно использовать свидетельские показания, банковские транзакции по списанию средств с карт, записи камер видеонаблюдения или гарантийные талоны. При наличии основания для возврата покупателю следует написать заявление по предложенной продавцом форме с указанием:

  • названия торгующей организации;
  • ФИО и паспортных данных покупателя;
  • наименования товара, его модели и артикула;
  • причины возврата.

При отказе магазина от решения вопроса компромиссным путем необходимо составить претензию аналогичного содержания в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Если в течение десяти дней магазин не реагирует на претензию, покупатель со своим экземпляром и отметкой продавца о получении вправе обратиться в суд с требованием:

  • расторгнуть договор, заключенный в устной форме, и вернуть деньги в обмен на принятие товара;
  • выплатить неустойку в размере 1% от стоимости за каждый день просрочки;
  • возместить причиненный моральный вред.

Если проинструктированный руководством представитель магазина не желает ставить отметку о получении, то альтернативой будет направление почтовым ценным письмом с описью вложения, где датой вручения станет почтовый штемпель.

Что нужно знать, чтобы наверняка вернуть товар продавцу

выдача чека

Особенность кассового чека заключается в тройном предназначении, заключающемся в выполнении платежной функции, удостоверении факта передачи товара (аналог товарной накладной) и оформлении договора розничной купли-продажи. Отсутствие расчетного документа продавцы нередко связывают с отсутствием договорных отношений, которые считаются заключенными с момента выдачи чека. Однако свидетельские показания — достаточное основание для подтверждения заключения договора и исполнения его условий сторонами (ст. 493 ГК РФ). Нередко возникает ситуация, когда магазины:

  • отсылают купившего к поставщику, игнорируя прямую обязанность в устранении недостатков за собственный счет;
  • информируют о непредоставлении гарантии производителем или его официальным дилером, что не освобождает розничного торговца от исполнения гарантийных обязательств перед покупателем;
  • отказываются от проведения независимой экспертизы для констатации фабричного брака, обвиняя потребителя в неправильной эксплуатации.

При возникновении проблем по возврату товара для защиты прав физическому лицу может понадобиться консультация юриста, поскольку новизна действий в случае процедуры возврата продукции для купившего ее обычно проигрывает привычной для продавца рутине по отказу в таковом, а судебная практика отличается немногочисленностью и неоднозначностью принимаемых решений. Филиал «Калининградской областной коллегии адвокатов» по Московскому району специализируется на оказании полного спектра юридических услуг, включая анализ конкретной ситуации из сферы коммерческого права, помощь в подготовке к судебному процессу и участие в разбирательствах. Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию касательно того, как вернуть товар недобросовестному продавцу, просто свяжитесь с нами по телефону или через форму обратной связи на сайте.