Действия покупателя при несоответствии цены на ценнике и в кассе

Между стоимостью товара, указанной на ценнике и запрограммированной в контрольно-кассовой технике, должен безоговорочно стоять знак равенства, поскольку это одна и та же цифра. Ценник информирует о стоимости товара потребителя, а сведения в кассе служат кассиру средством для ускорения расчетов. Выявление расхождения — это допущенная магазином ошибка, исправление которой базируется на правоте потребителя.

Информирование покупателя о цене товаров

ценники в магазинеСвоевременное предоставление необходимых и достоверных сведений потенциальному покупателю в целях правильного выбора — обязанность продавца. Указание цены в рублях — обязательный атрибут, включая условия приобретения при их взаимосвязи со стоимостью (п. 1, 2 ст.10 регулирующего защиту прав потребителей закона от 07.02.1992 г. № 2300-1). В частности, покупатель должен быть проинформирован в отношении:

  • предоставляемой скидки;
  • полной стоимости при частичной оплате с подробным графиком погашения.

Ценник в магазине — это донесение сведений о стоимости, приравниваемое к оферте, связывающей адресанта с момента наложения акцепта адресатом (ст. 435 ГК РФ). Решение клиента о покупке конкретного товара по указанной стоимости — своеобразный аналог акцептирования счета, направленного всем лицам, находящимся в магазине.

Действия потребителя при выявлении расхождений между кассовой ценой и на ценнике

Если на ценнике указана одна цена, а в кассе числится другая, то это объясняется только ошибкой предприятия розничной торговли, которую придется исправлять и искать виновников после обслуживания клиента. Сведения в ценнике признаются достоверными априори, а изменения стоимости не могут не отразиться в публичном оповещении покупателей. Поэтому предприятие торговли обязано реализовать товар по указанной цене, предоставляя право потребителю:

  • отказаться от покупки по стоимости, превышающей хотя бы на копейку арифметическое значение ценника;
  • требовать возврата излишне уплаченных денег при закрытии чека и внесении сведений в фискальный накопитель.

Отговорки представителей о чьей-то забывчивости, устаревшей информации, усталости персонала — это проблемы исключительно торгующей организации, а не покупателя. Максимальная уступка со стороны клиента — это просто отказ от покупки без подачи жалоб в контролирующие органы и исков в суды.

Разрешение конфликтной ситуации

На практике возникают ситуации, когда организация действительно забыла внести изменения в ценник или даже переоценить товар для доведения его стоимости до справедливых рыночных показателей. Это часто наблюдается в отношении сопутствующих товаров, реализуемых параллельно с основным ассортиментом для ускорения сбыта. Например, при реализации встраиваемых плит и духовок в кухни мебельный салон может своевременно не отреагировать на «скачок» цен на бытовую технику и не произвести переоценку до возникновения у перспективного клиента желания приобретения. При отказе от продажи покупателю целесообразно:

  1. сделать фотографию ценника, воспользовавшись мобильным телефоном. Важно отразить стоимость по состоянию на конкретную дату, указанную в магазине;
  2. попросить у кассира копию кассового чека или администратора — обосновать отказ продать покупателю товар, размещенный в торговом зале и содержащий публичную информацию о стоимости;
  3. изложить претензию в книге жалоб и предложений, которую обязана иметь любая торговая точка и моментально представлять по требованию посетителя. Следует детально описать суть проблемы с указанием разных цен одного и того же товара.

О выявленном нарушении можно проинформировать Роспотребнадзор, чьи представители проведут проверку вне плана и привлекут предприятие к административной ответственности. Гражданин также вправе подать исковое заявление в судебную инстанцию с целью возмещения материального и морального ущерба.

Услуги юриста физическим лицам в отношении рекомендуемых действий предоставит филиал «Калининградской областной коллегии адвокатов» по Московскому району. Звоните: наши специалисты готовы дать первую бесплатную консультацию и помочь разобраться в «цене вопроса».